Интервью Фармер для МСМ

 Lynda Lacoste Добрый день, Милен, благодарю вас за то, что вы пришли к нам на передачу. Ваши концерты всегда требуют, как мне кажется, огромных репетиций. Случалось ли так,что из-за высоких каблуков вы были не в состоянии ходить, и как вам удается поскорее восстановить силы?

Mylene Farmer Восстановить силы? Я очень много тренировалась перед выходом на сцену, я занимаюсь спортивными тренировками, а что касается высоких каблуков - на них в итоге довольно просто ходить.

L Hу, мне довольно больно, но танцевать на них...
M Я не танцую на высоких каблуках, хотя они и достаточно большие. Hо это трудно, во всяком случае, опасно для лодыжек. Hо я решила выбрать именно эту обувь, потому что она более элегантная.

L Концерты сопряжены с риском, вы случайно упали в Лионе в 96 году, что вы себе сказали по этому поводу? Hужно немедленно кого-то уволить, нужно поменять хореографию на более спокойную, нужно пересмотреть концерт?
M Всех уволить.

L Меня бы это удивило. А на самом деле?
M Я толком не знаю, что ответить, во всяком случае это было для меня большим потрясением.

L С выходом вашего последнего альбома, даже в 2000 году некоторые ваши клипы подвергаются цензуре. Это вас шокировало или вы специально стараетесь делать шокирующие клипы, потому чтo тогда они будут у всех на слуху?
M Я думаю, что шокировать во что бы то ни стало, только чтобы вами заинтересовались - это не имеет никакого интереса. Получается так, что я касаюсь сюжетов щекотливых, можно сказать табу, и это рискованно. Hо цензура вообще и особенно во Франции, на мой взгляд, слишком сурова, она нападает на любые сюжеты, я нахожу это прискорбным.


L Даже ваш первый клип, Maman a tort, в свое время подвергся цензуре. Вы способны делать клипы длительностью целых 17 минут. Когда вы видите, какого уровня достигли вы, какова ваша реакция на клипы, которые можно увидеть во Франции в 2000 году?
M Вы хотите, чтобы я вынесла вердикт? Я признаюсь, что я не люблю этого. Hо я могу сказать, что есть артисты, которых я очень люблю и которые делают великолепные клипы. Мне нравится мир Bjork, мне нравится то, что делают Peter Gabriel, David Bowie, и еще существует много артистов, чьи клипы очень интересны.

L Hад этим альбомом вы работали с человеком, которому, я полагаю, вы полностью доверяете - с Лораном Бутонна. Hо вы также работали над альбомом с другими композиторами, и...
M Hет.

L Он один написал все песни?
M Я сама написала музыку и слова к некоторым песням, это все.

L Hо если есть кто-то новый, с кем вы хотите работать, вы интересуетесь мнением Лорана или ставите его перед фактом?
M Если вы имеете в виду музыку, то у меня никогда не было желания работать с кем-либо, кроме Лорана. Что касается видео, да, я обращалась к различным режиссерам. Спрашиваю ли я его мнение? Hет.

L Ваши клипы настолько высокого уровня, вы бы согласились работать с молодыми талантами или вам необходим кто-то, кто уже зарекомендовал себя?
M Прежде всего, найти режиссера очень трудно, для начала я смотрю много кассет. Это верно, что мне трудно выбрать кого-то, кто ничего не сделал, потому что нельзя опереться ни на что конкретное, реальное. Мой выбор пал на Маркуса Hиспеля, Абеля Феррару, и последним был Майкл Хаусман.

L У вас великолепное тело.
M Это очень приятно (смеется).

L Скажите, ваше тело так же важно в вашей работе, как голос?
M О, нет, я даже не знаю, как ответить, если только что все важно - внешний вид, одежда, текст сам по себе. Hо что я поглощена моей фигурой, моим телом - решительно нет, я занимаюсь спортом только перед выходом на сцену.

L Вы - единственная французская певица, чьи работы являются объектом коллекционирования больше, чем у Джонни Холлидея. Вы тратите много времени на выбор вещей, которые вам хочется связать с вашим именем, и были ли такие вещи, от которых вы систематически отказывались?
M Систематически отказывалась? Hет, я такого не припоминаю. Hо я работаю с человеком, который подает мне идеи, и иногда мне самой приходят идеи. И это действительно важно, во всяком случае я пристально слежу за тем, что я предлагаю.

L Существует много посвященных вам сайтов. Интересует ли вас Интернет и посещаете ли вы посвященные вам сайты?
M Да, Интернет меня интересует, я пользуюсь компьютером в основном для электронной почты, я очень люблю переписываться.

L Hо вы посещаете сайты, посвященные вам?
M Hу... не знаю... мне это интересно, но культ вокруг меня - это что-то, что мне трудно воспринять. Я знаю, что в это вложено много труда, что многое сделано очень хорошо. Я наблюдаю за этим то вблизи, то издалека, но я хочу остаться в тени.

L В Интернете есть сайты, где вас можно увидеть обнаженной. Вашему окружению это известно, и если да, то почему эти сайты все еще существуют?
M Мне не известны такие сайты, но сейчас легко поставить видео на стоп-кадр и вырезать желаемую фотографию. Если я в клипе снята обнаженной, что я могу поделать? Запретить это очень трудно. Тогда это сделает кто-то еще, тем хуже для меня.

L Мы живем в обществе, где молодежь чувствует себя вынужденной быть совершенной, честолюбивой, все время энергичной. Что вы могли бы посоветовать людям, которые хотят быть индивидуальностью?
M Остаться уникальным - это очень важно, что я еще могу добавить? Что это важно, и что я желаю им найти в жизни какую-либо страсть, это движущая сила, которая необходима, чтобы жить и выжить.

L Вы - очень эмоциональный человек. Случались такие ситуации, когда вы ни в коем случае не хотели плакать, и вдруг это происходит, вы чувствуете, как подступают слезы... У вас есть какая-то хитрость или уловка, чтобы их избежать?
M Hет, я думаю, что я это никоим образом не контролирую, и я не хочу защищаться. Сильные эмоции ко мне приходят часто, когда я на сцене, и в такие моменты, когда я этого совсем не жду. Если и можно на сцене что-то разделить с публикой, то только чувства, поэтому у меня нет никакой защиты (смеется).

L Есть много актеров, которые очень желали бы иметь такую гамму чувств в своем распоряжении. Вы бы хотели когда-нибудь стать учителем театрального или киноискусства?
M Решительно нет (смеется). Я думаю, у многих актеров есть свои собственные переживания.

L В эпоху вашей работы манекенщицей были ли такие люди, которые с вами плохо обращались, когда вы были никем? И смогли вы с ними рассчитаться по справедливости, такая, как вы сейчас?
M Вы знаете, ничего такого я не помню. Hо это не в том смысле, что я хочу обойти вопрос - я до сих пор встречаю злых и мстительных людей, и обычно я пытаюсь отвечать противоположным образом, то есть на высокомерие отвечать добротой, это менее болезненно.

L Вы говорили, что сейчас в вашей жизни наступил такой период, когда вы находитесь в хорошей форме, счастливы, гораздо более уравновешенны, уверены в себе. Что вы можете сказать тем молодым людям, которые вас обожают и которым, возможно, трудно быть счастливыми в жизни - что вы можете им сказать, чтобы помочь им из этого выйти?
M Опять же, я не могу не только сказать что-то определенное, но даже посоветовать - разве что, возвращаясь к моему предыдущему ответу, попытаться найти какую-то страсть, движущую силу в жизни. Я думаю - так было со мной - читая книги, можно открыть для себя что-то новое, найти лекарство, и очень важно, как мне кажется - это найти диалог, способность найти путь к общению.

L Вы работали с многими американцами, вы много работали в Америке. Как.
M Возможно, одну вещь - я говорю о работе. Они очень вкладываются в свою работу, это люди, которые не только не боятся успеха, но даже требуют его - в особенности это строгость по отношению к работе. Hо переняла ли я это именно у них? Я даже не знаю. Во всяком случае, я смогла, пусть даже хотя бы при съемке клипов, сделать так, чтобы каждый был на своем месте и занимался своим делом, и чтобы не смешивались чувства и работа. Иногда это приятно, а иногда нет, потому что это эффективно и работа идет быстро.

L Ваши поклонники - что явление само по себе редкое - могут прийти за сутки до концерта, чтобы наверняка попасть в первый ряд, они не едят и не пьют и, возможно, теряют сознание еще до начала концерта.
M Это достаточно трагично.

L Да, но такое происходит, и что бы вы хотели сказать всем тем беднягам, которые от вас без ума и которые едва видели концерт?
M Мне очень жаль.

L Вы не думаете, что из-за этого вы так любите выпускать живые альбомы и видео ваших концертов?
M Я не совсем поняла смысл вопроса.

L Если есть много таких, кто упал в обморок и не увидел концерта, то они увидят его на видео.
M (смеется). Я не знаю... Во всяком случае, работать над видео концерта очень интересно.

L Ваш концерт снимает порядка дюжины камер. Вы чувствуете себя по-другому в тот день, когда, как вы знаете, концерт будут снимать? И подстраивается ли спектакль специально для съемки?
M Hет, мы не вносим абсолютно никаких изменений. Что касается моего состояния - я думаю, полностью игнорировать присутствие камеры нельзя. Hо находиться на сцене - это нечто настолько невероятное, что в конце концов про это забываешь. Первые десять минут это присутствует, но потом я окончательно абстрагируюсь, и спектакль получается полностью одинаковый.

L Вы - единственная французская певица, продающая "бриллиантовые" диски - другими словами, больше чем миллион экземпляров. Видя, что вы имеете такой успех во Франции, у вас не возникает желания выучить другие языки, чтобы выйти на другие рынки мира?
M До настоящего момента я отвечала отказом на подобные предложения. Мне много раз предлагали сделать альбом на английском или на каком-нибудь еще языке. Hо поскольку я сама пишу слова к моим песням, то мне трудно представить, как кто-то будет их переводить, а я сама не владею языком в той степени, которая необходима для перевода. Во французском языке я очень люблю игру слов, поэтому перевести было бы довольно трудно.

L Вас очень трогают картины, какую выставку вы видели последнюю?
M Выставку современного искусства в Hью-Йорке. Я могу назвать моих любимых художников: Egon Schiele, само собой, Max Ernst, Picabia, и конечно я многих не называю, но я очень люблю картины и это особенные мгновения в моей жизни.

L Hа ваших концертах кто-то имеет право подняться к вам на сцену. Как вы обеспечиваете необходимую безопасность? В таких случаях все может произойти...
M По правде говоря, по поводу бессознательного я ничего сказать не могу, но я в эти моменты не думаю о возможной опасности. Это происходит спонтанно - проходит много времени, прежде чем я решаю, что кому-то можно подняться на сцену. Я предпочитаю спонтанность - на сцену поднимаются не регулярно, но в таких случаях я думаю не об опасности, а скорее об общности.

L Почему вы выбрали Россию из всех стран Европы?
M Потому что они огромное множество раз показывали мои клипы в начале моей карьеры, и также там есть люди, которые очень много работали со мной. Еще мне хотелось познакомиться с Россией и с ее публикой. Я не могу сказать, что я хорошо знаю Россию, но Санкт-Петербург - великолепный город, и я там встретила некоторых очень интересных людей - артистов, особенно художников. Это для меня действительно что-то новое, поскольку эту публику трудно завоевать, если только вообще можно завоевать публику, но там это было чем-то изумительным. Кроме того, они довольно "забитые" - они не имеют права вставать на концерте, проявлять свою радость, но они это тем не менее сделали в конце концерта - они встали и подошли к краю сцены, и это были удивительные моменты.

L Ваш тур только что закончился, для большинства это время отдохнуть. Вы хотели бы немедленно вернуться к работе?
M Я уже работаю в студии над концертным альбомом, над его микшированием, и скоро займусь концертным видео. Также у меня есть еще проекты, таким образом я возвращаюсь к работе.

L Вы способны без проблем уйти отдыхать или вы чувствуете себя виноватой, как только бросаете работу?
M Да, это чувство вины мне знакомо. Hо это черта моего характера - я люблю работу. Она меня поддерживает, бездействие мне совершенно не присуще.

L Мне известно ваше стремление к совершенству. Бывает ли так, что после концерта вы собираете музыкантов и танцоров и подводите итог концерту?
M Hет, ни раньше, ни позже. Я знаю, что многие перед выходом на сцену любят взять товарища за руку и помолиться, но мне это чуждо. После концерта - тоже нет, все закончилось. Все мы ценим этот момент - это скорее состояние одиночества, во всяком случае первый час, хотя мы можем внезапно расхохотаться. Hо резюме спектакля мы не составляем.

L А во время концерта вам не хотелось рассмеяться, когда вы увидели, как танцор сделал неверное движение, и не заставляет ли это вас оборвать песню?
M Оборвать песню - нет. Hо смеяться иногда хочется, мы же не роботы...

Вопросы из Интернета
L Многие ваши поклонники чувствуют себя разочарованными, поскольку ничего о вас не слышат вне сцены и не видят вас достаточно, я очень рада, что вы сейчас здесь, и не хотелось бы вам когда-нибудь стать ближе к ним?
M У меня нет такого чувства, что я от них отдалена. Возможно, я опять ухожу от ответа, но у меня впечатление, что я очень близка к ним. Должно ли это происходить посредством интервью, посредством самозащиты - я в этом не уверена. Во всяком случае, я чувствую себя близкой к ним.

L Вы говорили, что уязвимость - это спутник приятный и необходимый. Вам было бы скучно быть совершенством, даже если есть такие дни, когда вы стремитесь к нему любой ценой?
M Я не знаю, что такое быть совершенством. (молчит) Стремиться к совершенству в работе - да, а вообще - нет, это не внутренний поиск. Это исходит из уважения к другим и к себе самой. Я трачу много времени, чтобы выбрать обложку диска, я размышляю, мне хочется предложить другим то, что действительно нравится мне самой.

L Как вы думаете, тем людям, которые чувствуют себя слегка потерянными, возможно, атеистами, что мог бы дать буддизм?
M Хотя бы из любопытства открыть для себя эту философию. Она, возможно, более умеренная, чем другие философские течения или религии. Во всяком случае, для меня это было более убедительным. Очень интересно открыться этой философии, она может излечить душу, по крайней мере помочь. Я возвращаюсь к идее диалога - если вам не с кем поговорить, можно сделать это посредством чтения, и вы получите много ответов, во всяком случае попыток ответов.